Никола Бенин
Кристина Сабаляускайте
Очень интересная и достаточно оригинальная книга,
претендующая на стилизацию эпохи, о которой в ней говорится – а именно – XVII
столетие (действие романа начинается в июле 1659 года). «Silva Rerum» -
«Семейная хроника» - достаточно распространённый вид произведения для шляхты
XVI – XVIII вв. Как правило, беспристрастная констатация фактов, мельчайшая
детализация главных событий рода, будь то рождение, свадьба, голодные бунты или
погромы – всё это роднит их скорее с дневниками, нежели художественными
произведениями в классическом для нас понимании. И да – диалогов в общепринятом
смысле книга также лишена. Возможно, именно этой своей изюминкой и объясняется
её популярность. За последнее десятилетие мы видим всплеск интереса к
микроистории, особенно у наших западных соседей. А это небольшое, в сущности,
произведение, которое при желании можно прочитать за часов двенадцать. Хотя за
восемь лет (с 2008 – по 2016 гг.) автор выпустил уже четыре части истории рода
Нарвойшев, доведя их «хронику» (если не ошибаюсь) до трагического и
драматического в истории всей страны 1795 года. Кристина Сабаляускайте довольно
талантливо вводит читателя в противоречивый мир Великого княжества Литовского
XVII века, заставляя своих героев буквально балансировать между жизнью и
смертью, ставя их порой перед непосильным выбором. Жизнь виленского монастыря,
ночные оргии при дворе Радзивилла, студенческие бойки, непростая эпоха
вольномыслия. Примерно в тоже время (правда, спустя 20 лет после событий начала
книги) будет развиваться и горькая, но поучительная судьба брестского философа
Казимира Лыщинского, написавшего свой небезызвестный трактат «О не
существовании бога». За что, кстати, поплатится жизнью – единственный случай
смертного приговора инквизицией на белорусских землях. Но это история. Конечно,
хватает в книге и реальных фактов. Автор сама призналась в одном из интервью,
что идея написания романа о её любимом XVII столетии пришла к ней в начале
2000-х во время работы над «семейными хрониками» в варшавском архиве. Именно в
них Кристина Сабаляускайте искала вдохновение и материал для всех своих книг.
Но не стоит воспринимать «Silva Rerum» как некий исторический документ. Это в
первую очередь плод воображения автора. Книга понравилась, поэтому просмотрел
несколько интервью писательницы, и это не могло не наложить свой отпечаток на
общее мнение о романе. Дело в том, что целый ряд заявлений скорее
популяризаторского характера, говорящие скорее о её невежестве, чем о точном
знании предмета. Почему, например, говоря о России середины XVII века, она
называет её «империей». Хотя о деятельности Петра I знает даже каждый школьник,
и не только в России или Беларуси, но наверняка и на Западе. Или высказывание
Кристины Сабаляускайте о том, что её книга помогла преодолеть «вакуум» в
истории «тёмного» XVII века – не слишком ли голословно для исторического
романа. К тому же у нас (белорусов) сделал это ещё Адам Мальдис в 1980 г.
Думаю, в Польше или Литве наука не отстаёт от белорусской. Тот же «Дыярыўш» П.
Бжозтовского, «Успаміны» Яна Цадровскога (о страшном голоде на белорусских
землях в 1657 г.) – глубоко проанализированы нашим А. Коршуновым ещё в 1977 г.
и ещё с десятком исследователей! Из книги того же Адама Мальдиса «Як жылі нашыя
продкі ў XVIII ст.»: «Говоря про трудности, которые возникали при написании
этой книги, нужно отметить, что многоязычная мемуаристика… (XVIII ст.)
оказалось слабо разработанной. В этом отношении хорошо изучено XVII (!)
столетие…» А дальше – долгое перечисление мемуаров и «семейных хроник» XVII
ст., тех, кто их исследовал. А есть среди них и польские историки – книги между
прочим 1954, 1965, 1968, 1977 гг. и др. Так что Кристина Сабаляускайте в этом
далеко не новатор. И книги это не только научные, но и популярные, легко- и
общедоступные. Так что при желании каждый мог уже давно «преодолеть вакуум» ещё
лет 50 назад. Хотя книга в целом интересная и очень полезная.
Няма коментари:
Публикуване на коментар