събота, 6 юли 2019 г.

Пластов Аркадий Александрович - известнейший живописец советской эпохи

Никола Бенин



Сегодня хотелось бы рассказать о художнике прошлого века, чьи биография и творчество яркой страницей вошли в историю не только отечественного, но и мирового искусства. Это Пластов Аркадий Александрович - известнейший живописец советской эпохи, вышедший из народа и посвятивший ему все свое творческое наследие. Невероятная красота деревенского мира на его полотнах волновала и привлекала зрителей в прошлом веке, не в меньшей степени она интересна и нынешнему поколению.


Пластов Аркадий Александрович - русский живописец.

Пластов Аркадий Александрович - русский живописец.


Цельная и впечатлительная натура живописца всю жизнь была полностью поглощена темой русской деревни, ее природой и людьми, мудрым, столетиями складывающимся народным бытом. Всему этому и посвятил Аркадий Пластов свой яркий и мощный талант. И я не ошибусь, если скажу, что его творческому наследию принадлежит будущее. А оно насчитывает 10 тысяч полотен, вошедших в золотой запас отечественной культуры. И это не считая того, что огромное количество картин живописца, написанных до 1931 года сгорело в огне.

Художественные работы члена Академии Художеств, лауреата Государственных премий, народного художника СССР - Аркадия Александровича Пластова уже давно стали классикой русской живописи ХХ века и продолжают борьбу за духовное возрождение нации и всего человечества. Ценнейшие экспонаты хранятся в собраниях Третьяковки, Русского музея и других отечественных и зарубежных музеях.

Несколько слов из биографии народного художника


«Витя-подпасок». 1951<br>Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.

«Витя-подпасок». 1951
Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.


Родом Аркадий Пластов (1893-1972) из деревни Прислониха под Симбирском (нынче Ульяновская область). Именно здесь и пройдет жизненный и творческий путь художника. Односельчане с восторгом рассказывали о необыкновенной тонкой душевной организации маленького Аркаши, который, по их мнению, мог понимать язык земли. Он разговаривал со всем, что его окружало. Можно было часто наблюдать как мальчишка по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает и это, не говоря о домашних животных, которые понимали его как "своего". И видимо, поэтому родители готовили своему сыну судьбу духовного наставника, которую он круто изменил.

Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.

Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.


Его дед Григорий был сельским архитектором и занимался иконописью. По его проектам в свое время были построены храмы в Прислонихе и окрестных деревнях. Григорий Гаврилович с сыном Александром, отцом Аркадия, расписывал церковь в Прислонихе, а некоторые из его икон сохранились и поныне. Именно он свою любовь к искусству передал сыну, а через него и внуку. Однако, как часто бывает, родители, желая добра своему чаду, будущее Аркаши видели в служении Богу. И после трех классов образования сельской школы 10-летнего парнишку отправляют на обучение в Симбирское духовное училище, где проучившись пять лет, Аркадий поступает в духовную семинарию.

Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.

Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.


А однажды на 15-летнего парня неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, реставрирующих церковную роспись в его родной Прислонихе. Именно с того времени он твердо решил: во что бы то ни стало быть, живописцем.

 Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.

Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.


Окончив семинарию, Аркадий, полный решимости, в 1912 году отправляется в Москву и поступает в столичное Строгановское художественно-промышленное училище, а через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Параллельно посещает занятия живописи в мастерских А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова.

 Из цикла «Житье-бытье». Автор: А.А.Пластов.

Из цикла «Житье-бытье». Автор: А.А.Пластов.


После революции 1917 года Пластов вернулся в родные края, где наряду с хозяйственной и общественной работой занялся живописью. Он пишет с натуры портреты своих односельчан и их детей, вошедшие в цикл картин, посвященный деревенскому быту, под названием «Житье-бытье».

«Василий Павлович Гундоров». (1949-1950 г.г.) Автор: А.А.Пластов.

«Василий Павлович Гундоров». (1949-1950 г.г.) Автор: А.А.Пластов.


Однажды произошло непредвиденное, сгорел дотла дом художника, и все работы, которые он успел написать, были уничтожены: не уцелело ни одного этюда, ни одного эскиза. Эта трагедия стала поворотной в жизни Аркадия Александровича. Шел 1931 год, и 40-летний Пластов остался практически ни с чем, ему нужно было начинать все с нуля. Он твердо решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи. Художник снова берет в руки кисть, и пройдет еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений составит почти 10 тысяч экспонатов. Одних портретов, большинство из которых написаны из односельчан, насчитываются сотнями, не говоря о пейзажах, натюрмортах и жанровых картинах.

«Петя Тоньшин». (1947 год). / «Портрет Коли с кошкой». (1936 год). Автор: А.А.Пластов.

«Петя Тоньшин». (1947 год). / «Портрет Коли с кошкой». (1936 год). Автор: А.А.Пластов.


С головой окунувшись в творческий процесс, Пластов регулярно посещает выставки передвижников, русских художников-классиков, учась у них и перенимая лучшие их достижения. Пройдет какие-то четыре года и к художнику придет известность. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня". Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках.

«Купание коней». (1938 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.

«Купание коней». (1938 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.


Однако самой значительной работой Аркадия Пластова того времени была признана картина «Купание коней», созданная в 1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность.

Этюд к картине «Купание коней». (1937–1938 г.г.) Автор: А.А.Пластов.

Этюд к картине «Купание коней». (1937–1938 г.г.) Автор: А.А.Пластов.


Композиция этого полотна, построенная на гармоничном сочетании движения и статики, насыщена множеством образов молодых парней и лошадей, которые сплелись в единой круговерти. А эмоциональный его фон буквально пронизан ощущением радости, молодости и задора. Пластов, отлично чувствующий форму, написал фигуры почти скульптурно: не прошли даром его занятия скульптурой. Сочная же пленэрная живопись, фееричная игра солнечных рефлексов на мокрых телах и водной зыби, насыщенные контрасты - все это вызывает у зрителя незабываемое впечатление. 

«Петр Григорьевич Черняев с граблями». (1940 год). Автор: А.А.Пластов.

«Петр Григорьевич Черняев с граблями». (1940 год). Автор: А.А.Пластов.


Работоспособность Пластова была потрясающей. Так, проникнувшись каким-либо жизненным мотивом, он мог переписывать его по несколько раз в разное время года, меняя и усложняя художественную задачу, оттачивая художественное мастерство до заветного совершенства. Так, применяя веками устоявшиеся традиции, и создавая свои собственные приемы, он внес свой бесценный вклад в развитие русской школы живописи.

«Тройка». Ребятишки у речки». Автор: А.А.Пластов.

«Тройка». Ребятишки у речки». Автор: А.А.Пластов.


«Весна». (1954 год).<br>Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.

«Весна». (1954 год).
Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.


«Мама». (1964 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.

«Мама». (1964 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.


«Юность». (1953-1954 г.г.) Автор: А.А.Пластов.

«Юность». (1953-1954 г.г.) Автор: А.А.Пластов.


На протяжении всей своей творческой карьеры от жизненной правды художник шел к высокой правде поэтического обобщения, «к постижению внутренней сущности и строя вещей и к умению найти в жизни самое главное, … то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а лишь бездушный, зеркальный натурализм».

«Колхозный праздник» 1938 Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.

«Колхозный праздник» 1938 Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.


Пройдет время, и Аркадия Пластова признают лучшим творцом сумевшим подняться до вершин этого самого обобщения величественного образа простого человека и природы, их гармоничного взаимодействия.

Бонус


А теперь для тех, кто ходил в школу в советское время. Вспомните вкладыши учебников советского периода, которые буквально пестрели репродукциями картин Аркадия Пластова. Я хорошо их помню с детства. А вы?

Ужин трактористов. (1961 год). Автор: А.А.Пластов.

Ужин трактористов. (1961 год). Автор: А.А.Пластов.


«Жатва». (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.

«Жатва». (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.


И в завершение хотелось бы сказать, что уникальный дар художника заключался в его умении идти от сиюминутного к вечному: конкретность жизненных сюжетов обрела под его кистью поистине метафорическое значение. А стремление передать через образы обычных крестьян и их быт глубокий философский смысл, характерный для художника прием, лег в основу авторского почерка и стиля.

«Полдень». (1961 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.

«Полдень». (1961 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.


До последнего вздоха Аркадий Пластов жил и трудился среди своих земляков, никогда не отделяя себя от них. Он так убедительно и страстно воссоздавал маленький мир деревни и ее жителей на своих полотнах, что иногда, кажется, его творения будто выросли из той самой жизни, раскрыв нам ее высший, сокровенный смысл.

«Сенокос». (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.

«Сенокос». (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.


И в продолжение темы о художниках, репродукции картин которых красовались на станицах учебников советской эпохи, прочтите статью: Что рисовала художница, которую знали все советские школьники по картине в учебнике «Родная речь»: Пост памяти Ксении Успенской. 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060719/43587/?fbclid=IwAR3m1Svp0mXf11XaH8xg1gtpL1rgEGYuIywNZTdbrvgGL8w7VCKp78IOwk4

Шумерах – представителях первой цивилизации человечества

д-р Никола Бенин

Шумер был одной из древнейших цивилизаций на Земле. Более 7000 лет назад шумеры построили дороги и стены своего первого города. Они первыми в истории человечества покинули свои насиженные места и племенные дома, отказавшись от привычных земледелия и скотоводства, и переехали жить в настоящий город. сегодня сохранилось мало артефактов, которые бы могли что-то рассказать о жизни в 5000 году до н.э., тем не менее учёные тщательно изучают все находки и уже могут рассказать о жизни шумеров.


1. У женщин был свой собственный язык

Мужчины и женщины в Шумере не были равны. Когда наступало утро, мужчина был уверен, что жена уже приготовила ему завтрак. Когда у семьи были дети, то они отправляли мальчиков в школу, а девочек оставляли дома. Жизнь мужчин и женщин была настолько разной, что женщины даже разработали свой собственный язык. 

Основной шумерский язык назывался «эмегир», но у женщин был свой отдельный диалект под названием «эмзаль» («женский язык»), и о нем не сохранилось никаких записей. Некоторые звуки в женском языке произносились по-другому, также представительницы слабого пола использовали некоторые слова и несколько гласных, которых не было в эмегире. 

2. Шумеры платили налоги, прежде чем они изобрели деньги

Налоги существуют дольше, чем деньги для их оплаты. Еще до того, как в Месопотамии появились первые монеты и серебряные сикли, народ должен отдавать правителю часть своих доходов. Часто шумерские налоги не отличались от современных. Вместо денег правитель взимал процент от того, что производили люди. Фермеры отправляли урожай или скот, в то время как торговцы могли платить кожей или древесиной.

Богатые люди облагались гораздо большим налогом - в некоторых случаях приходилось отдавать правителю половину того, что они заработали. Однако это был не единственный способ оплаты налогов. Шумеры практиковали работу в общественных проектах. В течение месяца каждый год мужчина должен был покинуть свой дом, чтобы работать на ферме, копать оросительные каналы или воевать. От подобной повинности могли откупиться (заплатить кому-то другому, чтобы отработали вместо него) только богатые люди. 

3. Жизнь вращалась вокруг пива

Есть теория, что цивилизация началась из-за пива. Якобы люди начали заниматься сельским хозяйством, только, чтобы иметь возможность напиться. А в город их «заманили» только обещанием большего количества пива. Правда это или нет, пиво было, безусловно, важной частью жизни в Шумере. Оно подавалось на стол при каждом приеме пищи, от завтрака до ужина, и его не рассматривали как основной напиток в жизни любого человека. 

Конечно, шумерское пиво отличалось от современного. Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку. Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом. Именно так правитель «заманивал» фермеров работать над своими строительными проектами: у него было лучшее пиво.

4. Использование опиума

Пиво не было единственным способом «расслабиться» в Шумере. У шумеров был опиум, и они определенно использовали это вещество. Шумеры выращивали опийный мак по меньшей мере с 3000 г. до н.э. Сегодня нет большого количества информации о том, что они с ним сделали, но название, которое дали маку шумеры, явно говорит само за себя — они называли его «растением радости». Существуют теории, что шумеры использовали эти растения для медицины, в частности, в качестве болеутоляющего средства.

5. Новая жена для правителя ежегодно

Каждый год правитель женился на новой женщине. Он должен был жениться на одной из жриц - группе девушек-девственниц, выбранных для того, чтобы быть «совершенными телом» - и заниматься с ней любовью. В противном случае боги якобы сделали бы землю и женщин Шумера бесплодными. Правитель и его избранная невеста должны были бы «отображать акт занятий любовью богов в земном мире». В день ее свадьбы невесту купали, окуривали благовониями и одевали в самые красивые одеяния, в то время как правитель и его окружение шли к ее храму. 

В храме же ждала толпа священников и жриц, которые начинали петь песни любви. Когда прибывал правитель, он вручал подарки невесте, а затем они отправлялись вместе в комнату, обкуренную дымом благовоний и занимались любовью на церемониальной кровати, которую делали на заказ исключительно для этого события.

6. Жрицы были врачами и стоматологами

Шумерская жрица.

Шумерская жрица.

Жрицы были не только гаремом правителя - они были одними из самых полезных людей в шумерском обществе. Это были поэты, книжники и некоторые из первых врачей в истории. Шумерские города всегда строили вокруг храмового комплекса. В центре располагался великий зиккурат, окруженный зданиями, в которых жили священники и жрицы, а ремесленники работали над общественными проектами. Это было огромное пространство, которое занимало треть города, и оно использовалось не только для проведения церемоний. 

Здесь также были детские дома, астрономические центры и крупные деловые организации. Однако именно снаружи комплекса проделывалась самая исторически важная работа. Сюда приходили больные и просили жриц осмотреть их. Эти женщины выходили наружу и проверяли здоровье пациентов. Они диагностировали больных и готовили для них лекарства для них. 

7. Грамотность - это богатство

Табличка с шумерской клиинописью.

Табличка с шумерской клиинописью.


Чтение и письмо были довольно новыми понятиями в древнем Шумере, но они были уже тогда невероятно важны. Люди никогда не становились богатыми, работая руками. Обычно торговцы и фермеры принадлежали к низшему классу. Если кто-то хотел разбогатеть, то он становился управляющим или жрецом. И обязательным условием была грамотность. Шумерские мальчики могли начинать учебу, как только им исполнялось семь лет, но это было дорого. Только самые богатые люди в городе могли позволить себе отправить детей в школу, где их учили математике, истории и грамотности. Обычно дети просто копировали то, что пишет учитель, до тех пор, пока они не могли точно имитировать его.

8. Бедняки, живущие за пределами города

Стены шумерского города.

Стены шумерского города.


Не каждый шумер был частью подобного «верхнего эшелона общества». Большинство из них относились к нижнему классу, живя на фермах за пределами городских стен или помогая низкооплачиваемым рабочим-ремесленникам в городе. Пока богатые жили в глинобитных домах с мебелью, окнами и лампами, бедные должны селиться в тростниковых палатках. Они спали на соломенных матах на земле, и в таких условиях жили все их семьи. За пределами городских стен жизнь была тяжелой. Но люди могли двигаться вверх. Трудолюбивая семья могла торговать некоторыми из своих культур, чтобы купить больше земли, или сдавать свои земли с прибылью.

9. Армия завоевателей

Шумеры-завоеватели.

Шумеры-завоеватели.

И все же жизнь бедняков Шумера была намного лучше, чем жизнь рабов. Шумерские правители постоянно использовали порабощенных рабочих в своих городах, а набирали рабов просто - проводя набеги на людей, которые жили в горах. Налетчики уводили с собой этих людей в плен и отбирали у них все имущество. Шумерские правители считали, что если боги даруют им победу, то божественная воля заключается в том, чтобы сделать из жителей гор рабов. 

Обычно рабами-мужчинами руководили женщины, а женщины-рабыни часто становились полностью бесправными наложницами. Хотя, стоит отметить, что были и варианты обрести свободу. Женщина-рабыня могла выйти замуж только за свободного мужчину, хотя ей пришлось бы отдать своего первенца своему хозяину в качестве оплаты. Мужчина-раб мог сделать достаточно, чтобы купить свою свободу и даже получить свою землю. Но здесь была и обратная сторона - никто не был застрахован от рабства. Если свободный человек попадал в долговую кабалу или совершал преступление, то его делали рабом.

10. Ритуальные погребения

... и слуг хоронили с хозяевами.

... и слуг хоронили с хозяевами.


В Шумере смерть была настоящим таинством. Мертвые якобы отправлялись в то, что шумеры называли «землей без возврата», но при этом никто не знал, что находится там. Поэтому шумеры верили в то, что им понадобятся все земные блага, которыми они владели, в загробной жизни. Они были в ужасе от возможности провести вечность в одиночестве и голоде, поэтому мертвых хоронили с украшениями, золотом, едой и даже с их домашними собаками. Правители же «забирали» с собой в мир иной всех своих слуг и «придворных», а иногда и свои семьи.